На вопрос об уровне знания языка многие люди отвечают, что уверенно читают без словаря и хорошо понимают иностранную речь. При этом свободное общение на английском языке для них представляет проблему. В чем причина?
Обширный словарный запас и беглое чтение текста не гарантируют развитие вербального навыка. Понимание речи «на слух» и составление в уме фраз задействуют разные отделы мозга и требуют разных форматов обучения.
Трудности с освоением английской речи возникают у тех, кто в учебе использовал только следующие способы:
Эти приемы научат правилам грамматики, восприятию письменного текста и правильному произношению, но не дадут навыка свободного общения. И не всегда в этом вина ученика.
Только постоянное общение, сначала на легкие темы с использованием простых речевых конструкций. По мере углубления в языковые пласты, приступать к более наполненному и разнообразному общению.
В обучении иностранному языку работают те же принципы, что и в обретении новых жизненных навыков. Теория существенно отличается от практики, поскольку в первом случае задействуются мыслительные процессы, а во время непосредственного применения знаний в работу вступает мышечная память. Так и с языком: сначала фразы будут составляться долго и трудно, появится ощущение скрипящих от напряжения мозгов. Но со временем процесс переработки речи ускорится, слова будут складываться легче, а ошибок совершаться меньше.
Очень важно обучаться разговорной речи с носителями языка. Штудирование учебников и общение с другими учениками не заменят чистого звучания иностранной речи.
Следует учесть диалектические особенности языка, которые могут затруднить понимание даже при хорошем владении языком. Например, английский в речи американца будет серьезно отличаться от шотландского произношения. Это следует учитывать и просить иностранного собеседника произносить слова медленнее и четче.
В школах часто прививают неправильное отношение к обучению. Ведь любой иностранный язык – это возможность познать другую культуру, изучить особенности менталитета жителей других стран. Заучивание слов, составление текстов и ведение диалогов на уровне образовательного учреждения лучше воспринимать как платформу для будущего общения с интересными людьми, живущими на другом континенте.
В человеке изначально заложены способности к разным языкам. Не нужно их игнорировать из-за боязни непонимания или насмешек.